-

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия сайта

 другоедело2021

 

 в 1 класс через Госуслуги

 

WhatsApp Image 2023 07 13 at 13.17.05

 

photo 2023 10 26 09 02 09

 

Сведения об образовательной организации

Горячее питание

Дополнительное образование

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 просвещения РФ баннер20201
 уо 20211

Профориентационная работа в школе.

 Важным направлением работы педагога-психолога является профориентация старшеклассников. Подростковый возраст является сложным периодом в жизни, ребенок переживает не только бурное физиологическое изменение, но и психологическое. В этот же период учащемуся необходимо определиться со своей будущей профессией, что также добавляет подростку эмоциональных переживаний.

Профориентационная работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.

В процессе профориентационной работы ученики школы приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественный производительный труд.

Работа по профориентации проводится в соответствии с планом работы по следующим направлениям:

  1 – 4 класс:

- развитие у учащихся представлений о различных видах профессий;

- формирование знаний о роли труда в истории общества и жизнедеятельности человека;

- привитие добросовестного отношения к труду, уважения к людям, занятым в различных сферах деятельности;

- развитие начальных трудовых навыков;

5 – 9 класс:

- дифференцированное представление об условиях труда в различных сферах производства, в том числе через участие в различных кружках, объединениях по дополнительному образованию;

- оказание помощи в формировании у учащихся сознательного подхода к профессиональному выбору в соответствии с интересами, склонностями, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося и с учетом потребности рынка труда в кадрах;

- формирование умений самооценки своих способностей и возможностей с требованиями избираемой профессии;

- профориентация через учебные предметы;

- экскурсии на предприятия;

10 – 11 класс:

- развитие умений выявлять и самостоятельно оценивать индивидуальные способности;

  • формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности;
    • формирование знаний о возможностях получения профессионального образования, необходимого для работы по избранной профессии.

    Основным направлением работы школы является комплексное взаимодействие с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Важной задачей является – формирование полноценных граждан, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.

            Чтобы профессиональное самоопределение осуществлялось у подростков эффективно и продуктивно в 9-х классах, согласно учебного плана 1час в неделю ведётся курс «Информационная работа, профильная ориентация» на котором реализуются следующие направления работы:

  1. Просветительская деятельность.
  2. Методическая деятельность.
  3. Прикладная деятельность.
  4. Диагностическая работа.
  5. Консультативная деятельность.
  6. Коррекционная деятельность.

    Учащиеся не только знакомятся с миром профессий, но и определяют свои способности, склонности, предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности с помощью различных методик и тестов:

  1. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова
  2. Методика «Карта интересов» (А.Е.Голомштока).
  3. Тест на определение типа личности Д. Холланда.

4.Тест на предрасположенность к различным типам профессий.

5.Методика на определение типа мышления (модификация Г.В. Резапкиной).

  1. Методика на определение типа темперамента.
  2. Тест Айзенка на определение общих способностей.

8.Выявление индивидуально-типологических особенностей учащихся с помощью теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

  1. Школьный тест умственного развития (ШТУР) на определение сформированности уровня мышления по предметам.
  2. Тест на определение коэффициента интеллекуальности.
  3. Анкета по типам интеллекта (Г. Гарднера) и другие.

    На курсе ребята проверяют уровень развития своих познавательных способностей и развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и знакомятся с профессиограммами, учатся составлять формулу профессии, а так же узнают ответы на вопросы, чем отличается профессия от специализации, специальности и должности.

На курсе «Мой выбор» ребята играют в профориентационные игры «Самая классная профессия», «Профессия на букву…», «Цепочка профессий», «Автопортрет», «Аукцион», «Вакансия», «Оптимисты и скептики», «Приемная комиссия» и другие,  пробуют решать сложные профориентационные задачки,  участвуют в игротренингах, рисуют эмблемы выбранной профессии.

    На основе полученных результатов разрабатываются характеристики классных коллективов, индивидуальные характеристики учащихся с рекомендациями по развитию имеющихся профессиональных способностей, выбору направления в будущей профессиональной деятельности. Ребята составляют свой психологический портрет. Индивидуальная консультативная работа со старшеклассниками, учителями и родителями направлена на решение сложных конфликтных ситуаций, сомнений, противоречий в жизни подростка. Обучающиеся с ОВЗ ведут дорожные карты по самоопределению, в которых отражены характерологические особенности личности ребенка, его эмоционально-волевая сфера. Ребята получают рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций, памятки по выбору профессии, рекомендации для родителей.

      Для всех учащихся педагогом-психологом организованы индивидуальные и групповые профконсультации, проводятся классные часы, профориентационные игры, организуются круглые столы и встречи с представителями УСЗН, представителями различных профессиональных и высших учебных заведений.

На курсе «Мой выбор» учащиеся 9-х классов знакомятся с внутренним миром человека и возможностями его познания, представлениями о себе и пси хическими особенностями, секретами выбора профессии, учатся составлять профессиональный план, знакомятся с миром профессионального труда и многообразием мира профессий.

На групповых коррекционно-развивающих занятиях с учащимися проводятся профтренинги,  профориентационные игры, ребята учатся составлять профессиональные  и жизненные планы, знакомятся с мотивами и ценностными ориентациями в профессиональном самоопределении.

Благодаря полученным знаниям на информационных  уроках,  групповых занятиях ребята участвуют в олимпиаде по психологии и педагогике, молодёжном чемпионате по психологии, без труда соотнеся свои профессиональные способности и склонности выбирают будущую профессию.

Ребята принимали участие во Всероссийском молодёжном психологическом чемпионате, с 2013 года учащиеся 6-11 классов нашей школы принимают активное участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Психология без границ» где становятся призерами и победителями олимпиады.

Свой опыт работы по психологическому сопровождению и профориентации был представлен нашим педагогом-психологом Бондаренко Т.А. в ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в2014 году по теме: «Изучение личностных особенностей и склонностей при профессиональном самоопределении учащихся на уроках профориентации». Многие школы края переняли опыт работы нашего психолога.

Анализ проводимых мероприятий свидетельствует о положительной динамике уровня профессионального самосознания учащихся, увеличивается количество выпускников, собирающихся продолжить обучение в ВУЗе. Значительно больше учащихся стали выбирать будущую профессию, соответствующую их возможностям, склонностям и интересам. Ученики приобретают представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях. У них формируется потребность и умение включаться в общественный производительный труд.