Профориентационная работа в школе.
Важным направлением работы педагога-психолога является профориентация старшеклассников. Подростковый возраст является сложным периодом в жизни, ребенок переживает не только бурное физиологическое изменение, но и психологическое. В этот же период учащемуся необходимо определиться со своей будущей профессией, что также добавляет подростку эмоциональных переживаний.
Профориентационная работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.
В процессе профориентационной работы ученики школы приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественный производительный труд.
Работа по профориентации проводится в соответствии с планом работы по следующим направлениям:
1 – 4 класс:
- развитие у учащихся представлений о различных видах профессий;
- формирование знаний о роли труда в истории общества и жизнедеятельности человека;
- привитие добросовестного отношения к труду, уважения к людям, занятым в различных сферах деятельности;
- развитие начальных трудовых навыков;
5 – 9 класс:
- дифференцированное представление об условиях труда в различных сферах производства, в том числе через участие в различных кружках, объединениях по дополнительному образованию;
- оказание помощи в формировании у учащихся сознательного подхода к профессиональному выбору в соответствии с интересами, склонностями, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося и с учетом потребности рынка труда в кадрах;
- формирование умений самооценки своих способностей и возможностей с требованиями избираемой профессии;
- профориентация через учебные предметы;
- экскурсии на предприятия;
10 – 11 класс:
- развитие умений выявлять и самостоятельно оценивать индивидуальные способности;
- формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности;
- формирование знаний о возможностях получения профессионального образования, необходимого для работы по избранной профессии.
Основным направлением работы школы является комплексное взаимодействие с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Важной задачей является – формирование полноценных граждан, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Чтобы профессиональное самоопределение осуществлялось у подростков эффективно и продуктивно в 9-х классах, согласно учебного плана 1час в неделю ведётся курс «Информационная работа, профильная ориентация» на котором реализуются следующие направления работы:
- Просветительская деятельность.
- Методическая деятельность.
- Прикладная деятельность.
- Диагностическая работа.
- Консультативная деятельность.
- Коррекционная деятельность.
Учащиеся не только знакомятся с миром профессий, но и определяют свои способности, склонности, предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности с помощью различных методик и тестов:
- Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова
- Методика «Карта интересов» (А.Е.Голомштока).
- Тест на определение типа личности Д. Холланда.
4.Тест на предрасположенность к различным типам профессий.
5.Методика на определение типа мышления (модификация Г.В. Резапкиной).
- Методика на определение типа темперамента.
- Тест Айзенка на определение общих способностей.
8.Выявление индивидуально-типологических особенностей учащихся с помощью теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) на определение сформированности уровня мышления по предметам.
- Тест на определение коэффициента интеллекуальности.
- Анкета по типам интеллекта (Г. Гарднера) и другие.
На курсе ребята проверяют уровень развития своих познавательных способностей и развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и знакомятся с профессиограммами, учатся составлять формулу профессии, а так же узнают ответы на вопросы, чем отличается профессия от специализации, специальности и должности.
На курсе «Мой выбор» ребята играют в профориентационные игры «Самая классная профессия», «Профессия на букву…», «Цепочка профессий», «Автопортрет», «Аукцион», «Вакансия», «Оптимисты и скептики», «Приемная комиссия» и другие, пробуют решать сложные профориентационные задачки, участвуют в игротренингах, рисуют эмблемы выбранной профессии.
На основе полученных результатов разрабатываются характеристики классных коллективов, индивидуальные характеристики учащихся с рекомендациями по развитию имеющихся профессиональных способностей, выбору направления в будущей профессиональной деятельности. Ребята составляют свой психологический портрет. Индивидуальная консультативная работа со старшеклассниками, учителями и родителями направлена на решение сложных конфликтных ситуаций, сомнений, противоречий в жизни подростка. Обучающиеся с ОВЗ ведут дорожные карты по самоопределению, в которых отражены характерологические особенности личности ребенка, его эмоционально-волевая сфера. Ребята получают рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций, памятки по выбору профессии, рекомендации для родителей.
Для всех учащихся педагогом-психологом организованы индивидуальные и групповые профконсультации, проводятся классные часы, профориентационные игры, организуются круглые столы и встречи с представителями УСЗН, представителями различных профессиональных и высших учебных заведений.
На курсе «Мой выбор» учащиеся 9-х классов знакомятся с внутренним миром человека и возможностями его познания, представлениями о себе и пси хическими особенностями, секретами выбора профессии, учатся составлять профессиональный план, знакомятся с миром профессионального труда и многообразием мира профессий.
На групповых коррекционно-развивающих занятиях с учащимися проводятся профтренинги, профориентационные игры, ребята учатся составлять профессиональные и жизненные планы, знакомятся с мотивами и ценностными ориентациями в профессиональном самоопределении.
Благодаря полученным знаниям на информационных уроках, групповых занятиях ребята участвуют в олимпиаде по психологии и педагогике, молодёжном чемпионате по психологии, без труда соотнеся свои профессиональные способности и склонности выбирают будущую профессию.
Ребята принимали участие во Всероссийском молодёжном психологическом чемпионате, с 2013 года учащиеся 6-11 классов нашей школы принимают активное участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Психология без границ» где становятся призерами и победителями олимпиады.
Свой опыт работы по психологическому сопровождению и профориентации был представлен нашим педагогом-психологом Бондаренко Т.А. в ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в2014 году по теме: «Изучение личностных особенностей и склонностей при профессиональном самоопределении учащихся на уроках профориентации». Многие школы края переняли опыт работы нашего психолога.
Анализ проводимых мероприятий свидетельствует о положительной динамике уровня профессионального самосознания учащихся, увеличивается количество выпускников, собирающихся продолжить обучение в ВУЗе. Значительно больше учащихся стали выбирать будущую профессию, соответствующую их возможностям, склонностям и интересам. Ученики приобретают представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях. У них формируется потребность и умение включаться в общественный производительный труд.