-

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия сайта

 другоедело2021

 

 в 1 класс через Госуслуги

 

WhatsApp Image 2023 07 13 at 13.17.05

 

photo 2023 10 26 09 02 09

 

Сведения об образовательной организации

Горячее питание

Дополнительное образование

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 просвещения РФ баннер20201
 уо 20211

Особенности адаптации у детей с ОВЗ

 Обучение в школе – один из наиболее ответственных и сложных моментов в жизни ребенка, как в физиологическом, так и в социально- психологическом плане. Это новые условия жизни и деятельности человека

– это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Наблюдения показывают, что обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат, таких, как повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др. Возможны и неадекватные поведенческие реакции. Существует переломный момент, который ребенок проходит в процессе обучения     в     школе: это      поступление      в      первый      класс. Начало обучения очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, меняет режим дня, требует большой мобилизации сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Сложность приспособления организма к новым условиям определяет необходимость тщательного учета всех факторов, которые способствуют быстрой адаптации и, наоборот, замедляющих ее.

Процесс адаптации связан:

  1. Адаптация к школе определяется:
  • принятием требований учителя;
  • принятием правил поведения;
  • отношением со сверстниками;
  • умением подчиниться новому режиму дня;
  • распорядку занятий.
  1. Адаптация зависит от целенаправленного, требования учителем соблюдения правил и норм поведения. Ребенок должен знать, что от него требуется, его обязанности и права.
  2. Адаптация проходит менее болезненно, если учить ребенка навыкам общения со сверстниками, умением работать вместе.
  3. Адаптации способствует терпеливое, внимательное, доброжелательное отношение самого учителя к детям.

Иногда в период адаптации у детей наблюдается:

  • двигательное возбуждение или заторможенность
  • жалобы на головные боли
  • плохой сон
  • снижение аппетита.

Так, индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это могут быть следующие проявления: заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются:

  • формирование адекватного поведения;
  • установления контакта с учащимися, учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Практические рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ОВЗ  к обучению в школе.

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  2. Не торопите. Рассчитать время – ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, т.к. ему придется много поработать.
  4. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Встречайте ребенка после школы спокойно, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте.
  6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Если учитель сделал замечания, не торопитесь сразу же разбираться с ребенком, а постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Важно выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После уроков необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
  9. Не заставляйте делать все задания сразу, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.

  1. Во время приготовления занятий, дайте возможность ребенку работать самому, а если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) – она необходима.
  2. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете уделять время только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  3. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, а разногласия решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, почитайте литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  4. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда заниматься сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель (сентябрь и половина октября), конец декабря (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, конец февраля - начало марта. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  5. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  6. Не забывайте, что даже «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.