Рекомендации родителям по социализации детей с нарушением слуха
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь".
Для социализации детей с нарушением слуха необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
Семья играет значительную роль в развитии детей с нарушением слуха. Родители – это первые воспитатели и учителя, которым нужно знать и помнить, что ребенок с нарушением слуха должен развиваться, так же как и обычный ребенок, а не чрезмерно его опекать.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха:
- Родители должны быть внимательными к ребенку, к его потребностям. Стараться понимать, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
- Добиваться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
- Ребенок с нарушенным слухом должен жить вместе со слышащими и иметь равные отношения с ними, видеть как общаются и взаимодействуют дети и взрослые.
- Воспитывать такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим.
- Необходимо приучать ребенка к режиму дня, его к организованности. Это обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.
- Планировать совместное время препровождения с детьми (экскурсии, походы, домашние концерты). Во время совместно проведенного дня у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
- Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.
- Чтобы научиться слышать и понимать речь, говорить, ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
- Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать, различать.
- Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляйте живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
- Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия, интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как прошел день, чего нового он узнал сегодня.
- Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.
- Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом. Не помогайте, пока он не попросит устно.
- В процессе развития и воспитания необходимо, чтобы были привлечены все, кто заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности - развивается жизнерадостный, активный ребенок.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности - развивается жизнерадостный, активный ребенок.